Качановский дворецКачановка в XIX в. стала одним из центров художественной культуры, местом общения лучших представителей русского и украинского искусства. Здесь были сосредоточены произведения изобразительного искусства, этнографии, архитектуры. Учитывая ее большое значение в развитии культуры прошлых эпох, Качановка в 1980 г. была объявлена государственным историко-культурным заповедником с организацией в нем экспозиции усадебного строительства XVIII—XIX вв. на Левобережной Украине и других выставок, знакомящих с развитием культуры и быта украинского народа. ...«Подъезжали к поместью с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей - дом большой, каменный, стоял на возвышении - огромный, прелестно раскинувшийся сад с прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение». Такой увидел Качановку М. И. Глинка, когда в 1838 г. предпринял поездку на Украину. Здесь, в имении помещика Г. С. Тарковского композитор отдыхал несколько раз в течение лета. Здесь он встретился с худож. В. И. Штернбергом, учеником Академии художеств, оставившем бесценные графические листы и небольшие картины со сценками из жизни Качановки - украинским поэтом В. Н. Забеллой - знаменитым певцом и композитором С. С. Гулак-Артемовским - своим товарищем по пансиону, историком и этнографом Н. А. Маркевичем. В исполнении небольшого, но слаженного крепостного оркестра композитор впервые прослушал эпизоды из будущей оперы «Руслан и Людмила». Часто хором пели украинские и русские песни. Написанные тогда на стихи В. Н. Забеллы песни «Гудэ витэр» и «Нэ щэбэчы, соловейко» оказались настолько удачными, что их нередко принимали за обработку народных мелодий. В Качановке композитор испытал творческий подъем, так как нашел здесь чуткую музыкальную среду, возможность слышать свои вещи, музицировать. Начало строительства Качановского дворца относится к 70-м 1 годам XVIII в. По проекту московского зодчего К. Бланка строительство вел архит. М. Мосципанов. Ему приписывают разбивку парка и строительство парковых сооружений. Стиль дворца и общая планировка усадьбы содержат черты классицизма, но в нем отразилось и миросозерцание романтизма, свойственное зодчеству конца XVIII в., и влияние вкуса заказчика — героя русско-турецких войн, полководца П. А. Румянцева-Задунайского. В постановке дворца и планировке парка видно стремление к гармонической связи между искусственной средой и природой. Дворец пережил пять строительных периодов и дошел до нас в сильно измененном виде. Однако при этом сохранены цельность планировочного решения ансамбля и стилевое единство его строений. Парк был создан на основе природного леса. Его общая площадь — более 500 га, из них около 400 га — насаждения лесопаркового типа. В парке произрастает около 50 видов деревьев. Основу парковых композиций составляют 5 ведущих пород, хорошо приспособленных к местным условиям произрастания — клен, липа, дуб, каштан, береза. Остальные породы использованы в ограниченном количестве, тем не менее высокое мастерство создателей парка позволило сформировать пейзажи, пленяющие его посетителей. Ко дворцу со стороны въезда ведет широкая аллея. Это — главная ось парадной части ансамбля. Вторая по значению аллея перпендикулярна главной. На пересечении их устроена круглая площадь с цветником. Здесь сходятся лучи всех аллей парадной части. Вторая аллея заканчивается круглой видовой площадкой над обрывом. Планировка строится на симметричной и лучевой системе, характерной для усадебной архитектуры конца XVIII — начала XIX вв. Садовый фасад дворца обращен к пейзажной части парка, окаймленной системой больших и малых прудов (их 12) общей площадью 102 га. Планировка этой части парка имеет естественный характер и открывает множество живописных перспектив с включающимися в них водными зеркалами. В парке много уголков, способствующих уединению, отдыху. Прекрасный вид открывается из окон дворца на поросший сочной зеленью склон с группами деревьев и кустарников и Майорский пруд. Беседка, построенная на насыпном холме в виде зала, получила название беседки Глинки. Альтанка М. ГлинкиС 1824 г. наступает тот замечательный период в истории Качановки, когда на протяжении добрых 70—80 лет она притягивала к себе многих деятелей искусства, литературы, науки. Их общение между собой и с хозяевами гостеприимного дома не прошло бесследно для художественной культуры своего времени. Об этом пишет историк искусства и архитектуры Т. П. Каждан: «Качановка представляет большой интерес в связи с той ролью, которую она сыграла в сближении двух культур — русской и украинской. Она была одной из тех, расположенных на территории прежней Малороссии, усадеб русского типа, где среди прекрасной украинской природы, вдали от официальных художественных кругов, в свободной и непринужденной обстановке встречались деятели русского и украинского искусства, естественно и органично происходило взаимопроникновение идей и мнений, проявлялась некая свойственная каждому данному этапу развития художественной культуры стилистическая определенность». После смерти Г. С. Тарновского и его жены в 1854 г. усадьба переходит к племяннику В. В. Тарновскому, юристу и общественному деятелю. Среди близких ему людей были Н. В. Гоголь и Т. Г. Шевченко, которого связывали давние дружеские отношения с этой семьей. Тарновским удалось сохранить его рисунки, рукописи и бумаги, составившие основу будущей прекрасной коллекции. По возвращении из ссылки во время поездок по Украине Т. Г. Шевченко в 1859 г. вновь посещает Качановку. Здесь он застает студента В. В. Тарновского-младшего, который был воспитан в духе почитания поэта и увлекался его стихами. На память об этом дне, завершившимся чтением вслух стихов Т. Г. Шевченко, поэт посадил молодой дубок. Скульптурав Интимном дворикеВ. В. Тарновский-младший, пожалуй, наиболее интересная личность из трех поколений. Видный украинский либерально-общественный деятель, он собрал коллекцию малороссийских древностей, которая была затем передана им Черниговскому земству. При нем оживляется строительная деятельность в усадьбе, благоустраивается парк, проводится расчистка Майорского пруда. С начала 70-х годов Качановка снова наполняется гостями. Часто бывали художники братья В. Е. и К. Е. Маковские, последний уделил большое внимание обитателям усадьбы, написав ряд портретов. В 1880 г., путешествуя по местам, где когда-то была Запорожская сечь, провел лето в Качановке И. Е. Репин с молодым учеником В. А. Серовым. Богатая коллекция малороссийской старины, возможность сделать зарисовки народных типов, наконец сам владелец Качановки, обладавший характерной внешностью, послужили И. Е. Репину прекрасным материалом в подготовке задуманной им картины «Запорожцы».Что же постоянно привлекало деятелей культуры в Качановке? Хотя усадьба не была задумана как «художественный центр», но в ней была, по мнению Т. П. Каждан, какая-то благоприятная атмосфера для художественной деятельности, интимность и непринужденность обстановки. Большую роль в культуре и быте усадьбы играл качественный уровень среды. Он предъявлял повышенные требования к художественному творчеству во всех видах искусств, которыми занимались ее обитатели. Беседки, скульптура, мебель, садовые скамьи, ограда, зимний сад, а также многочисленные предметы декоративно-прикладного искусства — бронза, хрусталь, картинная галерея с портретами украинских полководцев и общественных деятелей разных времен и даже дань моде конца века — гостинные и кабинеты в «русском» стиле — все это создавало «активную архитектурно - художественную среду, которая должна была обладать в глазах художников не меньшим обаянием, чем окружающие ее прекрасные пейзажи».Обеднение помещиков в связи с наступлением капитализма, широкий образ жизни в усадьбе и коллекционерская деятельность привели к разорению В. В. Тарновского. Он продал усадьбу, а свою коллекцию передал в музей Черниговского отделения Киевского общества древностей и искусства, ныне Черниговский исторический музей. Эта богатая коллекция стала достоянием масс. Дворцовый комплекс с обширным парком подлежит реставрации и частичной реконструкции с учетом его современного использования. Здесь создается экспозиция усадебного строительства XVIII — XIX вв. на левобережной Украине, произведений искусства (включая декоративно-прикладное), отражающих стили прошлого, костюма и быта той поры, когда интенсивно развивались культура двух братских народов, постоянно влияя друг на друга и взаимообогащаясь.
|