ЦВЕТЫ

Меню сайта
СОДЕРЖАНИЕ
Цветы... и не только
Лечим цветы от болезней и вредителей
Букеты
Уход за цветами, размножение и рассада
Советы на каждый месяц
Растения как лекарство
Знаменитые сады, парки и замки
Цветы в интерьере
Опасные растения
Свой сад
Гороскоп
Разное
Подарки
Статистика
Яндекс.Метрика
Главная » 2011 » Ноябрь » 12 » Гертруда Джекилл
03:12
Гертруда Джекилл

Гертруда ДжекиллГертруда Джекилл(1843–1932)В 1848 году семейство Джекилл переехало в имение Брэмли Парк в графстве Суррей, и их пятилетняя дочка получила полную свободу в прекрасном и разнообразном парке имения. Такую свободу трудно представить в наши дни, когда виртуальный мир все больше вытесняет реальность из жизни детей. Для маленькой Гертруды Джекилл детство в Брэмли не только определило границы ее "малой родины", но и способствовало развитию художественной одаренности. В 18 лет мисс Джекилл переехала в Лондон и стала серьезно заниматься живописью. "В юности я мечтала стать художником", — вспоминала она много лет спустя, с присущей ей скромностью. Она не только мечтала, но и стала художником: после встречи с Вильямом Моррисом, знаменитым пропагандистом "искусства и ремесла", она посвятила себя прикладным искусствам. Ее работы по дизайну интерьеров, вышиванию, чеканке, резьбе по дереву, ее живопись и серебряные изделия быстро принесли ей известность. В 20 с небольшим лет она была уже художником с именем, имела много заказов и зарабатывала достаточно, чтобы путешествовать по всей Европе, а особенно — Италии и Испании. Казалось бы, состоялась незаурядная карьера, и жизнь складывается удачно. Однако в 1876 году произошел перелом — умер отец, и забота о матери легла на ее плечи.

И в это же время 33-летняя художница впервые узнала от врачей, что ее близорукость прогрессирует и грозит полной потерей зрения. Врачи единодушно запретили ее любимые занятия — живопись и вышивание. Нужно было строить другую жизнь...В 1878 году мисс Джекилл с матерью и младшим братом перебирается в любимое с детства графство Суррей.

Они купили небольшой дом Маистед Хит, а вскоре Гертруда приобрела еще соседний пустующий участок, около 5 гектаров. Здесь она и создала свой первый сад Манстед Вуд - над ним она работала, экспериментируя постоянно, всю жизнь. Мисс Джекилл вспоминала, что участок был на склоне и почвы очень плохие: в верхней части - старая вырубка, в средней — посадка каштанов, в нижней — скудное песчаное поле. С годами на верхней вырубке самосевом возобновлялись деревья разных пород (как в природном лесу). Они становились основой для формирования групп, а при разрежении каштановой рощи образовалась солнечная поляна.

Но никакого правильного плана не было — мисс Джекилл следовала природе в ее развитии. Так она создала новый тип — "лесной сад", полный тенелюбивых растений. Занятия садом сблизили ее с "удивительным обществом любителей", как говорила она сама, но главное — с Вильямом Робинзоном, издателем журнала "Сад". Она сотрудничала в журнале и, будучи опытным и разносторонним художником, стала получать заказы на проектирование садов. Работала она в основном прямо в натуре, делая лишь схематичные наброски посадочных планов, эскизы "для себя". Так мисс Джекилл изобрела новый вид художественного творчества — "живопись растениями".Тем временем Манстед Вуд развивался, и в 1889 году встал вопрос о постройке дома. Ей рекомендовали 20-летпего архитектора Эдвина Лютиенса - именно Мапстед Вуд принес ему первую известность.

Но главное — изучая сад и выбирая место для будущего дома, Джекилл и Лютиенс выработали общую художественную концепцию — "дом для сада и сад для дома". Она легла в основу их сотрудничества на 20 лет вперед. За это время они создали десятки домов и садов - "дом Лютиенса с садом Джекилл" стал символом английского образа жизни. Нелегко выбрать лучшие из их многочисленных работ. Вот Марш Корт. Дом построен на склоне из местного белого известняка, а сложная система террас как бы "растворяет" его в ландшафте. Террасы — комнаты на открытом воздухе, пронизанные ароматом цветущих смешанных бордюров.

Есть и обрамленная деревьями крокетная площадка, и длинный бассейн с лилиями и ступенями, спускающимися под воду, и "цепочка" миниатюрных водоемов с водными растениями - здесь граница сада, откуда раскрывается вид на всю речную долину. В Март Корте с большим эффектом применены перголы — излюбленный прием Лютиенса и Джекилл. Как правило, основу составляет контраст каменной стены или колонн с массивными деревянными балками — и это сочетание дополняется "живописью растениями". Колорит мастерски подбирала Джекилл: в Марш Корте яркая зелень с белым камнем, серебристо-зеленый фон и бело-розовые плетистые розы с грубой кладкой столбов в Хестеркомбе — еще одном шедевре прославленных мастеров. Пергола в Хестеркомбе имеет в длину 72 метра, она окаймляет весь сад с южной стороны. Есть здесь и капал для водных растений, и розарий в голландском стиле. Но особенно важно сочетание смелого крупномасштабного плана Лютиенса с необычайно тонким решением деталей мощения, "цветущих" подпорных стен и ступеней и, конечно, подбора ассортимента — это работа Джекилл. Недаром в наше время оригинальные посадки Джекилл восстановлены, и это выдающееся произведение обрело новую жизнь.

Лютиенс и Джекилл нередко брались и за реконструкцию усадеб. В 1912 году владельцы старой усадьбы Фолли Фарм решили ее перестроить и обновить. Лютиенс пристроил новый корпус, и вместе с Джекилл они распланировали несколько малых садов — "зеленых комнат". Как всегда, по главной оси был устроен канал, а на стыке старой и новой части — водоем с лилиями и "подводными" ступенями. Над водоемом — навес на массивных столбах, создающий на воде игру света и тени.

За главным партером с юга расположился огражденный "кухонный сад", которому мисс Джекилл всегда придавала большое значение. А с запада разместился нижний сад, где светлый водоем окружали розы и стриженая зелень. Каждый новый объект был для Гертруды Джекилл экспериментальным полем, где она испытывала свои идеи, постепенно становясь теоретиком ландшафтного искусства. Она, например, создала совершенно новые типы смешанных бордюров, основанных на традиционных народных садах "при коттедже", о которых писала: "В них есть простое и нежное очарование, которого напрасно ищешь в садах с большей претензией, и старинные садовые цветы словно знают, что здесь они выглядят лучше всего". Экспериментируя в своем "лесном саду", она развивала идеи Вильяма Робинзона о "размещении стойких экзотов там, где они сами о себе позаботятся". Отсюда ведет свое начало идея "дикого сада", столь актуальная в наши дни. Свои мысли о "живописи растениями" мисс Джекилл опробовала и в тех садах, которые создавала без Лютиенса. Здесь отсутствовала мощная геометрия его планов, но пространственные рамки создавались ограждениями, рисунком стволов, контрастом закрытых и открытых пространств. Такие произведения Джекилл, как Ве-стбрук или Хайсмит, это серии картин, "нанизанных" на маршрут прогулки, где постоянно возникают неожиданные эффекты: круглые лестницы, цветы в камне подпорной стены, бассейн с причудливыми растениями, комбинация тенелюбов...Мисс Джекилл продолжала сотрудничать в журнале "Сад", а в 1899 году на некоторое время стала его главным редактором.

Эта работа связала ее с Эдвардом Хадсоном, который с 1897 года начал издавать новый журнал "Сельская жизнь", где она стала основным авторитетом по "порядку и красоте в лесу и в саду". Впоследствии книжное издательство Хадсона выпустило и книги Джекилл. Их было 8, и они стали классикой ландшафтного искусства. Названия говорят сами за себя: "Лес и сад" (1899), "Дом и сад" (1900), "Лилии для садов Англии" (1901), "Пристенные и водяные сады" (1901), "Розы для садов Англии" (1902), "Цветочное оформление дома" (1907), "Цвет в цветочном саду" (1908), "Дети и сады" (1908).Еще она написала книгу "Старый Западный Суррей", отдав дань этой любимой части Англии, где прошло ее детство и где она построила Манстед Вуд. В 1904 году Лютиенс построил для нее Миллмид — крошечный дом с крошечным садом, откуда был виден Брэмли Парк ее детства. Сад Миллмида имеет форму узкой полосы, примерно 30x130 метров, расположенной на склоне. Он разбит на террасы, и на каждой — что-нибудь особенное: солнечные часы, маленький розарий, развесистая старая груша, сохраненный колодец. Именно здесь мисс Джекилл показала, что красота сада не зависит от его размеров. Дружба Джекилл и ее издателя Хадсона продолжалась всю ее жизнь.

Еще в 1901 году она познакомила его с Лютиснсом, и вместе они создали для Хадсона одно из лучших своих произведений — Динери. Маленькая калитка в высокой кирпичной ограде ведет через широкий сводчатый переход к парадной двери. Из него в обе стороны открываются две арки: на замощенный дворик с фонтаном и маленький регулярный сад. Центральная ось перехода "пронзает" весь дом и выходит в сад, на широкую террасу и просторную полукруглую лестницу, к траве и цветам в старинном плодовом саду. К западу от террасы, со стороны окна-эркера, спуск идет к павильону, затеняющему круглый бассейн. Нижняя поляна разделена ручейком с квадратным фонтаном и ирисами, а в конце ее — круглый бассейн с лилиями, от которого ступени ведут снова вверх, к видовой площадке. Динери считается непревзойденным образцом уравновешенной асимметрии. Можно также заметить, что набор приемов во многих садах повторяется, однако "привязка" их к месту всегда так оригинальна, что создает ощущение новизны. Шли годы, известность мисс Джекилл росла, книги сделали ее классиком при жизни - однако силы оставляли ее и зрение неуклонно ухудшалось.

После 1910 года она уже редко покидала Манстед Вуд, но ее теория "живописи растениями" продолжала развиваться. Уже в 1928 году, почти слепая, она разработала для нового дома Хадсона в Пламптон-Плейс великолепный план посадок. Он был осуществлен, и в 1929 году она получила фотографию сада "от того, кому Вы оказали честь своей добротой и многолетней дружбой".Гертруда Джекилл скончалась в 1932 году, дожив почти до 90 лет. След, оставленный ею в садово-парковом искусстве, был настолько значителен, что созданные ею сады сегодня восстанавливаются и реставрируются, её книги переиздаются, у неё учатся новые поколения дизайнеров, а её идеи до сих пор воплощаются в жизнь. Манстед Вуд, Серрей, АнглияХестеркомб, Соммерсет, Англия

Категория: Разное | Просмотров: 1431 | Добавил: Gordeev | Рейтинг: 5.0/1
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Хостинг от uCoz
.