Воронцовский дворецВ Крыму немало сооружений, для которых характерны черты романтического стиля, причем своеобразную окраску им придает использование форм и приемов мавританской архитектуры. Самым замечательным из них является Воронцовский дворец и парк в Алупке. Парк создавался с 1830 по 1846 г. (строительство дворца было закончено в 1837 г.). Для строительства был привлечен известный английский архитектор, один из основоположников романтической школы, Э. Блор, автор фасадной части королевского Букингемского дворца в Лондоне, замка В. Скотта Абботсфорд в Шотландии. Сам Э. Блор не приезжал в Алупку. Строительство дворца и придворцовой части парка осуществлял архитектор-строитель В. Гунт. Парк в течение 25 лет создавал садовник К. Кебах. Дворец запроектирован в форме поздней английской готики в сочетании с элементами мавританской архитектуры. Главный фасад дворца, обращенный к морю, решен в виде лоджии. Дворец расположен на узкой площадке, с восточной и западной сторон к нему ведут подходы, выполненные в стиле крепостной средневековой архитектуры с нишами, переходами и двориками в контрасте с изящными декоративными башенками. Все детали и облицовка выполнены из местного серо-зеленого камня — диорита, поэтому создается впечатление, что он высечен из скалы. Он довольно мрачен, как и положено старому шотландскому замку, особенно его северный фасад. Однако этой мрачности противопоставлена светлая и нарядная мавританская лоджия южного фасада. В интерьере дворца также поражают контрасты: комнаты с панелями и потолками из темного дерева и голубая гостиная с мягкими линиями углов, отделанная сплошной лепкой из белых цветов по голубому фону. Она как очаровательная шкатулка из знаменитого фарфора «бисквит». Таким же контрастом к общему «английскому» колориту интерьеров является пронизанный светом зимний сад с прекрасными растениями и великолепной коллекцией скульптуры. Несколько в отдалении от центрального корпуса расположен библиотечный корпус, соединенный с ним узким коридором и широкой лестницей. Шуваловский проезд между корпусами дворца напоминает средневековую улицу. Архит. Э. Блор нашел в ландшафте участка и его окружения прекрасный повод, чтобы развернуть композицию на хорошо знакомую ему тему дикой горной Шотландии с ее скалами, водопадами, елями, дубами и соснами, навеянную модными в XVIII в. шотландскими балладами. Гигантские нагромождения камней Большого и Малого Хаоса органично увязывают подножие и фантастические вершины горы Ай-Петри с прибрежными скалами у кромки моря. Масса дворца, вытянутая в плане, с ее башенками как бы повторяет рисунок Ай-Петри, вершина которой и сама похожа на фантастический замок. Трудно себе представить более полное слияние архитектуры с природой. Мавританские мотивы архитектуры дворца нашли продолжение в архитектуре парка. Недаром считалось, что знаменитая Альгамбра была в воображении архитектора и садовника, когда они создавали этот сад [10] с множеством бассейнов, фонтанов, каскадов, с прохладными уголками, куда попадают неожиданно, свернув с главной дорожки, с небольшими интерьерными пространствами, как бы специально приспособленными для отдыха и уединения, с приемом внезапного раскрытия перспектив, т. е. с теми средствами, которыми формировалась объемно-пространственная композиция садов арабов в Испании. Здесь присутствуют также детали итальянских садов эпохи Возрождения (скульптура, стриженые насаждения лавра и буксуса), элементы барокко и классицизма. Эклектический характер архитектуры ансамбля не вызывает негативных ощущений, поскольку принципиальная установка эклектики на использование любых форм в любых сочетаниях реализуется здесь на такой великолепной природной основе, что представляется абсолютно гармоничной. Представляется гораздо более правильным по отношению к Алупкинскому дворцово-парковому комплексу заменить определение «эклектический» на «романтизм и историзм». Это целостный и неповторимый архитектурно-художественный ансамбль. Большой хаосПри подъезде к Алупке по автомагистрали со стороны Севастополя издали хорошо узнаются очертания готического дворца, темно-зеленые вершины кипарисов и плоские кроны пиний. Ансамбль, занимающий площадь 40 га, замечателен не только оригинальностью дворца и парковой архитектуры, но и яркой выразительностью парковых композиций. Верхний парк за дворцом необычайно разнообразен. Он граничит с предгорными лесами у подножия Ай-Петри и естественно в него переходит. Основные композиции просматриваются в направлении вершины Ай-Петри — ее очертания доминируют во многих пейзажах. Здесь есть большие светлые поляны, покрытые сочной зеленой травой, извилистые дорожки и тропинки, мостики, оформленные камнем водоемы в сочетании с миниатюрными водопадами и каскадами. Водные устройства, выполненные с большим мастерством, дополняются искусно размещенными обломками скал, переходящими выше по склону в Большой Хаос — естественное нагромождение гигантских обломков камня, на в. ершине которого произрастает старая роща сосен алеппской и итальянской. В расщелинах скал растет мелкоплодный земляничник с кораллово-красной корой и вечнозеленой листвой. За Большим Хаосом посажены высокие кипарисы. Они закрывают все, что находится между ним и горами. Поэтому создается впечатление, что до Ай-Петри «рукой подать», тогда как в действительности до горы 7 км. Впечатление первозданности и грандиозности этой композиции нарушено типовым спальным корпусом санатория, сооруженным на отметке выше Большого Хаоса. У его подножия начинается каскад из трех озер. Верхнее — Зеркальное, самое маленькое и эффектное. В нем, как в осколке зеркала, отражается и становится бесконечно глубоким окружающий пейзаж. В среднем и нижнем озерах живут экзотические лебеди и утки. Здесь начинается другая достопримечательность Верхнего парка — Малый Хаос — лабиринт дорожек и переходов среди темных камней с искусственными гротами, журчащими ручьями. Среди нагромождения каменных глыб создана уникальная самшитовая роща. Это подлинная гармония камня, леса и воды. Все время слышен шум воды, вода сбегает тонкими струйками или широкими полосами с камней, вытекает из-под корней деревьев, ниспадает в небольшие бассейны у подножия огромных валунов и течет вниз по каменным желобам. Камни так искусно разбросаны, что образуется множество неповторимых композиций. Кульминацией Малого Хаоса является исполинский лунный камень, покрытый бархатным мхом и лишайником. От Малого Хаоса можно пройти по узкому зеленому коридору, в конце которого внезапно в проеме стены открывается широкий двор перед северным фасадом дворца. Главным украшением Верхнего парка являются вековые деревья. Центр его композиции формируется четырьмя открытыми пейзажными полянами: Платановой, Солнечной, Контрастной, Каштановой. Здесь можно увидеть отдельные мощные экземпляры или группы сосны итальянской, кедра ливанского, тисса, платана, каштана, кипариса, гигантской секвойи и земляничника розовоствольного. Особенно прекрасна Солнечная поляна. В течение дня она переливается солнечными бликами. По периметру растут кипарисы. На самой поляне — необычайно выразительный кедр ливанский и контрастные ему сосны итальянская и мексиканская, темно-хвойные тиссы ягодные. Весной на поляне цветут фиалки и примулы, маргаритки сменяются клевером. При обходе поляны пейзаж все время изменяется. Очень красива группа кипарисов, подбитая калиной вечнозеленой, и рядом с ними — сосна крымская. Гора Ай-Петри - композиционная доминантаАлупкинского паркаЧерез всю территорию парка с востока на запад проходит главная аллея длиной 1 км. Это композиционная ось территории. Она делит ее примерно на две равные части, отделяя Верхний парк от Нижнего, спускающегося к морю. Ее главный акцент — дворец и придворцовая часть парка. Территория перед фасадом дворца решена террасо-образно — три четко выраженные террасы как бы повторяют очертания фасада. Эта часть парка насыщена партерной зеленью, цветниками, бордюрами, скульптурой. На первой террасе - два партера, окаймленные стриженым темно-зеленым буксусом. В центре них симметрично размещены мраморные фонтаны в мавританском стиле. Партер украшают мраморные скамьи на фоне стриженых зеленых стенок, низкие широкие вазы с агавами. Ряд ваз размещен по краю подпорной стенки первой террасы. Фонтан слез расположен у стены, соединяющей главный корпус дворца с корпусом библиотеки. Эта площадка раскрыта в сторону моря. На втором уровне, в западной части — фонтан-лира с круглым бассейном. К нему ведет узкая, едва заметная аллея. По оси дворца между второй и третьей террасами в нише подпорной стенки — фонтан-раковина, по сторонам которого стоят скифские бабы. На этой же террасе оригинальный водопад: вода вытекает из середины огромного валуна, покрытого плющом, стекает в маленький бассейн и уходит под дорожку, из-под которой вытекает затем и стремится вниз по глубокому каменному желобу. Нижняя терраса представляет собой большой партер с шаровидными и конусовидными формами хвойных, высоким стриженым бордюром, отдельными экземплярами ширококронных листопадных. Отсюда открывается прекрасный вид на море. С этой террасы видны лишь башенки дворца, вся композиция обращена к морю. В приморской части Нижнего парка видовые точки раскрыты на прибрежные скалы и морские дали. Особую известность имеет скала Айвазовского, где великий маринист написал несколько этюдов. В композиции насаждений парка успешно применяется сочетание двух приемов: раскрытия и замкнутости. В Нижнем парке композиция преимущественно обращена внутрь. Замкнутые интерьерные пространства возникают не только как следствие стилистической направленности, но и климатических условий — прохладные затененные «комнаты» для отдыха. В Верхнем парке композиция по преимуществу обращена наружу, в сторону окружающего ландшафта. Аллея, ведущая от курдонера дворца в Верхний парк, примечательна контрастным сочетанием невысокой стриженой изгороди из буксуса и отдельных шарообразных кустов с высокими вертикальными силуэтами кипарисов. Интересны приемы постепенного и внезапного раскрытия перспектив. Упомянутая аллея своими топиарными формами подготавливает зрителя к восприятию скал — хаоса, а через «окна» и «рамки», образуемые стволами и ветвями вековых деревьев, открываются разнообразные пейзажи. При прогулке по Верхнему парку внезапно с боковых дорожек просматриваются малозаметные водные устройства. Весной парковые композиции очень нарядны в своем цветении. Форзиция, слива, миндаль, рододендрон, калина вечнозеленая создают неповторимую игру бело-розово-желтых и малиново-красных пятен. И все это на фоне ярко-зеленого газона, местами сплошь покрытого голубой фиалкой. Оригинальность архитектурно-планировочного решения парка и его ландшафтной композиции основана на максимальном раскрытии живописных природных компонентов субтропического ландшафта Южного берега Крыма, на большом разнообразии композиционных приемов и высокохудожественной группировке декоративных деревьев, кустарников, камня и воды в сочетании с великолепным газоном. Для восстановления всего наиболее ценного в композиции парка проведены следующие реставрационные мероприятия: расчищены от самосева поляны, раскрыты внешние перспективы и внутренние пейзажи - воссоздан газон с применением засухоустойчивых растений и проложен поливочный водопровод - посажены «дублеры» наиболее ценных экзотов взамен отмирающих экземпляров - организован индивидуальный уход за ценными вековыми деревьями, формирующими парковый пейзаж, с применением шахтного полива, внутрикорневой подкормки, обрезки сухих ветвей и периодического обмыва крон - отремонтированы и построены подпорные стенки и парковые лестницы из местного диабаза, устроены покрытия пешеходных аллей с использованием декоративного камня - возобновлены каптажи естественных источников, позволяющих пополнить декоративные водоемы парка, ручьи, водопады - вынесены за пределы парка все несвойственные ему случайные сооружения. Работа по реставрации Алупкинского парка в 1972 г. была отмечена дипломом 1 степени на Всесоюзном смотре-конкурсе лучших парков страны. Изучение ландшафтной основы парка позволило не только наметить правильный путь его восстановления, но и использовать отдельные принципиальные положения при реконструкции Ливадийского, Массандровского и других парков Крыма. Алупкинский парк представляет собой уникальное произведение садово-паркового искусства, культурное значение которого, по мнению специалистов (А. А. Анненков, А. А. Галиченко, 1979 г.), значительно превышает бытующую сегодня среди архитекторов оценку. Образная логика планировки этого ансамбля и его семантика пока недостаточно раскрыты и требуют специального изучения. Над этой проблемой сейчас работают сотрудники Алупкинского музея.
|